Во исполнение плана судебного участка № 14 Промышленного района г. Оренбурга на первое полугодие 2016 года проведено изучение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный законом), в рамках которого были выборочно изучены материалы дел указанной категории, рассмотренные мировым судьей за 5 месяцев 2016 года.

         Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несвоевременную уплату штрафа в срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ)

За5 месяцев 2016 год мировым судьей судебного участка № 14 Промышленного района г. Оренбурга  рассмотрено 160 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25  КоАП РФ. Из числа рассмотренных дел данной категории административное наказание в виде административного штрафа назначено по 127 делам. Обязательные работы назначались по 7 делам. Арест -по 19 делам.  Производство по 5 делам об административных правонарушениях прекращено. 2 дела производством не рассмотрены.

Общая сумма назначенных штрафов составила 485600 руб., из них уплачено добровольно 22200 руб.

Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении мировой судья должен выяснить вопросы, круг которых определен в названной норме, в частности относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела. По результатам разрешения указанных вопросов судья выносит определение, предусмотренное в ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ).

При возбуждении дела подлежат установлению следующие обстоятельства:

- дата назначения административного штрафа и его размер (величина);

- дата вступления постановления в законную силу;

- дата истечения срока отсрочки или рассрочки платежа;

- факт неуплаты административного штрафа в добровольном порядке;

- место совершения правонарушения;

- дата совершения правонарушения (дата истечения 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу либо дата истечения срока отсрочки или рассрочки платежа).

Эти данные должны содержаться в протоколе об административном правонарушении.

Надлежащее оформление протокола об административном правонарушении имеет большое значение, так как протокол является процессуальным актом возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), в котором указывается событие вменяемого лицу правонарушения, в пределах которого судья (иное уполномоченное должностное лицо, административный орган) рассматривают дело об административном правонарушении, в котором фиксируется соблюдение правовых гарантий обеспечения участникам производства возможности для защиты их прав и законных интересов при производстве по делу об административном правонарушении. В случае составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 и ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ подлежат возврату в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Вопрос о возврате протокола об административном правонарушении, иных материалов при наличии к тому предусмотренных законом оснований может быть решен только на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, судья не вправе вынести определение о возврате протокола на иных стадиях административного процесса.

Согласно пункту 12 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 указанного Кодекса, вправе составлять:

- должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа,

- по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы-исполнители.

- поскольку в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не указано, какое должностное лицо вправе возбуждать дело в случае, если лицом не уплачен административный штраф, назначенный территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, материалы, связанные с неуплатой административного штрафа, могут направляться данной комиссией прокурору соответствующего района (города), в компетенции которого согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ находится возбуждение любого дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

К протоколу об административном правонарушении прилагается копия постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о его вступлении в законную силу, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, информация о получателе административного штрафа по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, не уплатившего административный штраф. Составление протокола в отсутствие этого лица допускается, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ). В этом случае к материалам дела прикладываются почтовое уведомление либо иной документ об извещении правонарушителя о явке для составления протокола об административном правонарушении и данные, подтверждающие факт направления указанному лицу копии этого протокола.

В случае отказа лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола в протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Таким образом, изучение практики мирового судьи показало, что процессуальных нарушений, допущенных должностными лицами при составлении протоколов об административных правонарушениях и иных документов, прилагаемых к материалу в 2016 г. не выявлено, административные протоколы не возвращались судьей для устранения недостатков. 

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП России дела об АП, возбужденные по части 1 статьи 20.25 КоАП России, подлежат рассмотрению по месту совершения правонарушения.

Поскольку объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует противоправное бездействие, то согласно подпункту "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения АП в форме бездействия следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Верховным Судом Российской Федерации сделан вывод, что местом совершения АП, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России, является место жительства или пребывания лиц в пределах Российской Федерации независимо от их гражданства.

 Таким образом, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, является:

- место жительства правонарушителя, являющегося физическим лицом;

- место нахождения правонарушителя, являющегося юридическим лицом;

- место нахождения юридического лица, если правонарушителем является должностное лицо;

Местом совершения правонарушения иностранным гражданином является место жительства либо место пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то есть адрес, где постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане зарегистрированы либо состоят на учете.

Во всех рассмотренных случаях мировым судьей рассматривались  дела с соблюдением правил подведомственности и подсудности.

При принятии материалов дела по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать, что соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. Следовательно, каждое действие правонарушителя по неуплате штрафа по постановлениям должностного лица должно рассматриваться как образующее объективную сторону самостоятельного административного правонарушения.

При принятии материалов дела по ст. 20.25 КоАП РФ особое внимание следует уделять процессуальным срокам.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного Кодекса.

В связи с этим необходимо точного устанавливать дату вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, за неуплату которого возбуждено дело по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

По общему правилу постановление вступает в законную силу после истечения установленного для обжалования срока (10 суток), то есть на 11-й день после дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3, пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ), если указанное постановление не было обжаловано.

Если момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении приходится на нерабочий или праздничный день, то днем вступления в силу соответствующего постановления считается следующий за ним рабочий день.

В случае направления привлекаемому к административной ответственности лицу копии постановления почтой и ее неполучения указанным лицом днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые его вынесли, указанная на почтовом извещении, возвращенном по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления

Во всех изученных постановлениях за 2016 г. имеется указание на дату, с которой следует исчислять 60-дневный срок (ранее 30 - дневный) для уплаты штрафа,  поскольку данное обстоятельство является юридически значимым, позволяет установить объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения. 

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней (ранее данный срок составлял 30 дней) со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ).

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в неуплате административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного Кодекса.

Субъектом правонарушения является как физическое лицо, в том числе должностное лицо, так и юридическое лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа.

Уплата штрафа с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, образует объективную сторону ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Тот факт, что штраф уплачен хотя и с нарушением установленного срока, но до составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения. Это обстоятельство может быть учтено при назначении административного наказания, в том числе для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) в связи с небольшим периодом пропуска срока для уплаты штрафа.

Как показывает изучение материалов дел, основной причиной, на которую ссылаются лица, привлекаемые по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в том числе повторно за неуплату штрафа, является отсутствие достаточных денежных средств либо тот факт, что гражданин просто забыл оплатить штраф.

Исчисление размера штрафа (в двукратном размере) согласно санкции статьи  затруднений не вызывало.

Для исполнения копии постановлений направляются судьями в службы судебных приставов. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении административного наказания является исполнительным документом.

          По исполненным постановлениям - к материалам дела об административном правонарушении приобщаются квитанции, подтверждающие уплату штрафа, копии постановлений судебных приставов.