Верховный Суд РФ предлагает выделить государственную службу в судебной системе в отдельный вид государственной службы. Соответствующий пакет законопроектов 14 февраля 2017 года внесен в Государственную Думу.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что профессиональная работа служащих аппаратов судов в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия. Однако в настоящее время особую остроту приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров. Разработчики проекта рассчитывают, что предложенные меры позволят поднять престиж судебной службы, сохранив тем самым имеющийся кадровый потенциал, а также привлечь новых квалифицированных специалистов.

Под государственной судебной службой Российской Федерации в законопроекте понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Государственная судебная служба подразделяется на федеральную судебную службу и судебную службу субъектов РФ. Должности федеральной судебной службы учреждаются в аппаратах Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, должности судебной службы субъектов РФ - в аппаратах мировых судей. Не предусматривается судебная служба в Конституционном Суде РФ, а также в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, поскольку они занимают особое место в судебной системе.

Законопроектом предусмотрены правила поступления на судебную службу и порядок ее прохождения, обстоятельства, препятствующие поступлению и нахождению на судебной службе; установлены квалификационные требования к должностям судебной службы, запреты, связанные с ее прохождением.

Предполагается введение специальных классных чинов судебной службы. При этом планируется сохранить классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

По общему правилу замещение должности судебной службы будет осуществляться по результатам конкурса.

Законопроектом предусмотрен ряд гарантий для судебных служащих, в частности:

- увеличенная (по сравнению с установленной ТК РФ) продолжительность отпуска - 30 календарных дней);

- дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет;

- медицинское страхование служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет;

- защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания.

Для работников аппарата суда предусматривается обязательное ношение форменной одежды при участии в судебном заседании.

Помощники судей будут осуществлять свою деятельность без закрепления за определенным судьей, что, по мнению разработчиков проекта, даст возможность оптимально перераспределять помощников между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других подобных обстоятельствах.

Установлены иные организационные, финансово-экономические условия прохождения государственной судебной службы.

Корреспондирующие изменения предлагается внести в ряд законодательных актов РФ.

Отметим, что идеи, предложенные Верховным Судом РФ, не нашли поддержки у Правительства РФ, которое сочло, что ни сам законопроект, ни пояснительная записка к нему не позволяют установить наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обусловливающей необходимость выделения судебной службы из государственной гражданской службы.